Контакты
СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ!
Первая очная консультация у специалистов в клинике БЕСПЛАТНО!
Поможем найти психотерапевта мечты.
Предварительная запись по телефону: +7(4912) 77-15-50 или оставьте заявку онлайн
Блог о психологии

Общение в семье. О том, как мы общаемся

Личность Отношения Александр Дианов
Перед тем, как начать разбираться в одной из самых сложных областей жизни – сфере человеческих взаимоотношений, и на первых порах не потеряться в дебрях страшных слов и оборотов вроде «проективная идентификация», «контрперенос» и тому подобных. Я рекомендую Вам познакомиться с одной из самых удачных, простых и прикладных (на мой субъективный взгляд конечно же) моделей, описывающих структуру и функцию человеческой психики – «трансактным анализом».

Его разработал американский психиатр и психотерапевт Э.Берн в 60-х годах двадцатого столетия. При построении модели человеческой психики, Берн опирался на эксперименты своего современника, нейрохирурга Пенфилда, который при операции на открытом мозге стимулировал электродом различные области коры, и с удивлением обнаружил, что многие пациенты (а они в своем большинстве были в сознании) начинали описывать свои ощущения, чувства и мысли, так, как если бы они перемещались по своей памяти.

Импульс в одной зоне – и пациент рассказывает, что он видит, слышит, чувствует и наблюдает свои собственные мысли в возрасте 6 лет. Он в подробностях расписывает день, проведенный у озера, мальчишескую радость от пойманной рыбы, и ужас, прожитый им во время бегства от злой соседской собаки. Импульс в другом месте – и пациент оказывается внутри собственного сознания. Но уже в двадцатилетнем возрасте, на экзамене в институте. Если бы подобные данные были получены однократно или в паре-тройке случаев – на них можно было бы и не обратить внимания, но Пенфилд пишет о том, что схожие эффекты от стимуляции описывают практически все.

У меня есть фантазия, что примерно в одно время с тем, как Берну в руки попала монография Пенфилда, к нему в терапию пришел мужчина-адвокат, который был столь наблюдателен, что смог очень живо описать себя, как «если бы внутри меня было 3 человека: Я-Родитель, который воспитывает моих детей, учит и заботится о них, ворчит на родительских собраниях и тому подобное. Я – Взрослый, который делает работу в офисе, водит машину, принимает взвешенные решения, платит налоги, считает бюджет и т.д. И Я – Ребенок, который появляется только в отпуске, где я позволяю себе за неделю такое… О чем потом стыдно вспоминать весь год».

Объединив эти два феномена, Берн приходит к выводу о том, что каждый из нас может пребывать в одном из трёх эго-состояний, четко отличимых друг от друга: Родитель, Взрослый и Ребенок. Эго-состояние - состояние «видимой» части психики, которую можно наблюдать субъективно (изнутри) и относительно объективно(извне). Идея хотя и базируется на психоаналитическом понятии Эго, но родилась, видимо, в пику Фрейдовским Супер-Эго, Эго и Ид, которые, по мнению некоторых противников психоанализа несколько умозрительны. (Вы уже обратили внимание, что эго-состояния, во избежание путаницы, написаны с заглавных букв, а реально существующие люди, выполняющие роли родителей, взрослых и детей – со строчных? Впредь предлагаю придерживаться этих обозначений.)

«И причём тут процесс общения?»,- спросит нетерпеливый читатель.

При том, что мало того мы все пребываем в одном из трёх эго-состояний, так нам ещё и приходится взаимодействовать с другим человеком, пребывающим в одном из трёх эго-состояний. Т.е. исходя из своего Родителя, Взрослого и Ребенка, мы можем контактировать с Родителем, Взрослым и Ребенком другого человека.

Чтобы наглядно и просто изобразить структуру Эго человека, а также иметь возможность отразить процесс общения между двумя людьми, в трансактном анализе принято рисовать структурные модели из трёх окружностей, расположенных одна над другой, а взаимодействия (стимул и реакцию) изображать стрелками.

Всего есть три типа таких взаимодействий:


1) Параллельные

Например:

Мария: Привет!
Иван: Привет!

Это простейший пример взаимодействия между людьми, при которых стимул и реакция не пересекаются.



2) Пересекающиеся

Мария: Сколько времени?
Иван: Часы носить надо!

В этом случае стимул и реакция пересекаются, так как Мария обращалась к Ивану с целью узнать, который час, а в ответ получила наставление от Родителя, который возмущен тем фактом, что Маша не удосужилась надеть часы.


3) Скрытые

Мария (обиженным тоном): Ты очень много работаешь в последнее время. Когда у тебя уже будет выходной?
Иван (раздраженно): Вечно ты недовольна! Ты же прекрасно знаешь, что я зарабатываю деньги для всех нас!

Диалог Марии и Ивана, приведённый в начале статьи, очень хорошо подходит для иллюстрации скрытых трансакций в процессе общения между людьми. От взгляда внимательного наблюдателя не ускользнут детали, которые позволяют предполагать скрытый уровень в вопросе Марии. Обиженный тон, несколько детская манера речи – иными словами невербальная сфера общения отражает скрытый уровень.

В данном случае довольно взрослый вопрос Маши взрослому Ивана о его ближайшем выходном дне, дублировался на скрытом уровне (Ребенок-Ребенок) фразой вроде: «Ты очень мало времени уделяешь мне!». Ответом Вани, который в эго-состоянии Ребенка воспринял скрытое послание Маши, является «праведный» гнев. Ещё бы! Его Ребенок возмущен тем, что он с утра до ночи вкалывает на работе, устает, отказывает себе в чём-то ради общего блага…

А представьте, если бы Иван знал о скрытых уровнях общения, эго-состояниях, невербалике. У него появился бы выбор! Вместо того, чтобы «праведно» гневаться, он мог бы предпринять массу альтернативных действий, погасив назревающий конфликт в зачатке, как минимум. Или использовать эту возможность для того, чтобы увеличить уровень взаимопонимания с Машей, стать с ней чуточку ближе, и подлить масла в семейный очаг любви, а не раздора, как максимум.

Конечно, в реальной жизни всё несколько тоньше, сложнее, объёмнее и многограннее. Однако, в следующих статьях я планирую продолжить знакомить Вас с Вашим удивительным внутренним Миром, внутренним Миром других людей, способах и форматах их взаимодействия.