Top.Mail.Ru
Меню
Авторские статьи специалистов клиники м. кирсанова

Детская травма.
Как воспитывать ребёнка?

Установлено, что дети с психосоматическими расстройствами воспитывались в семьях, где эмоциональное напряжение совмещалось с завышенными требованиями со стороны родителей.
Михаил Кирсанов
врач психиатр, психотерапевт
Недавно разговаривали с однокурсницей, врачом офтальмологом, на тему воспитания детей. Точнее вопрос ставился следующим образом: «Как воспитать ребенка так, чтобы он не стал твоим клиентом?» Вопрос загнал в тупик.

С одной стороны не дожмешь — получишь человека с разными формами зависимости, асоциальным поведением. Пережмешь — получишь либо то же самое, либо противоположное - неуверенного в себе перфекциониста и социофоба. Золотую середину выдержать крайне трудно, это ежедневный труд. Поэтому отшутился тем, что понятия не имею, как правильней воспитывать, проще потом откорректировать.

Здесь же я хочу как психиатр рассказать, какие расстройства психики формируются в детском возрасте и какое воспитание к этому приводит.

Во всем мире от Америки до Австралии проведено большое количество исследований, показавших, к чему может привести неблагоприятное психическое воздействие в детском возрасте и как последствия этих действий скажутся у взрослого человека.

Установлено, что дети с психосоматическими расстройствами воспитывались в семьях, где эмоциональное напряжение совмещалось с завышенными требованиями со стороны родителей. Такие дети часто болеют простудными заболеваниями, большинство из которых являются устойчивыми к назначаемому лечению. Нередко сохраняются «остаточные явления», такие как кашель, периодически повышающаяся температура, слабость, раздражительность.

Выраженность психических расстройств резко увеличивалась, если отец доминировал в воспитании, подавлял, проявлял агрессию. Выявлено, что при формировании подавляющих отношений с отцом, ребенок становится тревожным, неуверенным в себе, зависимым от мнения окружающих, часто развивается депрессивная симптоматика. У девочек развивается неудовлетворенность своим внешним видом, возникает тревога по поводу впечатления у противоположного пола, что в дальнейшем может приводить к нарушениям пищевого поведения (анорексия, булимия).

Мальчики чаще вырастают инфантильными, с заниженной самооценкой, слабой способностью к самореализации и адаптации в трудовом коллективе, особенно мужском. Можно отметить особую «ведомость», склонность «попадать в плохие компании».

В зависимости от возраста, могут возникать следующие отклонения.

Если стрессовый фактор или тяжелая обстановка в семье возникают в раннем детском возрасте, может развиваться слабоумие или задержка развития, как защитная реакция на действующий стрессор. Это часто наблюдается в неблагополучных семьях, где есть драки, алкоголизация, скандалы. Это не яблочко от яблоньки упало, ребенок так своеобразно уходит от реальности. Тоже самое касается психогенного аутизма в 2-3 летнем возрасте.

Чуть позже, когда головной мозг уже развивается и появляется некая осознанность поведения, стрессовая обстановка приводит к энурезу, энкопрезу, психосоматическим заболеваниям, нарушениям поведения.

В школьном возрасте может возникать уже депрессивная симптоматика, проявления «вегетососудистой дистонии», фобий, тревожного расстройства.

В более старшем возрасте от 7 до 16 лет такие дети попадают в поле зрения детского психиатра, психологов.

Во взрослом возрасте последствия детских травм приводят к развитию:
— панических атак,
— различных страхов (фобий),
— тревожных расстройств,
— нарушений пищевого поведения,
— депрессивных расстройств,
— обсессивно-компульсивного расстройств,
— психопатий,
— расстройств влечений.

Но есть и хорошие новости, в настоящее время существуют разные методики психотерапии, позволяющие скорректировать детскую травму. В последующем она перестает определять поведение.

Антон Макаренко очень хорошо сформулировал основные принципы воспитания.
Вот самые важные высказывания великого педагога, психолога и писателя:

1. Ваше собственное поведение — самое главное в воспитании.
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.

2. Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего.
В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. И серьезность вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщенны. Будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту и сущности происходящего в вашей семье.

3. Каждый отец и мать должны хорошо представлять, что они хотят воспитать в своем ребенке.
Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний. Подумайте хорошо над этим вопросом, и вы сразу увидите и много сделанных вами ошибок, и много правильных путей впереди.

4. Вы должны хорошо знать, что делает, где находится и кем окружен ваш ребенок.
Но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Вы должны выработать у ребенка умение разбираться с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать.

5. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора.
В этом деле нет мелочей. В воспитательной работе нет пустяков. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь.
Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.

6. Не навязывайте свою помощь, но всегда будьте готовы помочь.
Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы.
Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает какую-либо операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребенок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам.

7. Не платите и не наказывайте за результаты труда.
Я решительно не рекомендую применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы.
Но даже с таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребенка за произведенную работу в присутствии ваших знакомых и друзей. Тем более не нужно его наказывать за плохую работу или за работу не сделанную. Самое важное в этом случае — добиться того, чтобы она была все-таки выполнена.

8. Научить ребенка любить невозможно без воспитания человеческого достоинства.
Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.

9. Никогда не приносите себя в жертву ребенку.
Обычно говорят: «Мы, мать и отец, все отдаем ребенку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем». Это самый ужасный подарок, какой могут сделать родители ребенку.

10. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.


Хотите встретиться с этим специалистом? Записывайтесь прямо сейчас!
Made on
Tilda