Top.Mail.Ru
Меню
Авторские статьи специалистов клиники м. кирсанова

Потребности детей
в воспитании

Американский психотерапевт Джефри Янг в середине 90-х годов 20 века разработал эффективную методику психотерапии — схематерапию. Основывался он в первую очередь на том, какие потребности были ущемлены в детском возрасте, и к каким расстройствам это приводило.
Максим Кирсанов
врач психиатр, психотерапевт
К чему ведет нарушение детских границ?

Очень часто даю похожую схему своим клиентам для понимания, где можно перегнуть палку, а где нельзя.

Американский психотерапевт Джефри Янг в середине 90-х годов 20 века разработал эффективную методику психотерапии — схематерапию. Основывался он в первую очередь на том, какие потребности были ущемлены в детском возрасте, и к каким расстройствам это приводило. В настоящее время этот вид психотерапии показывает высокую эффективность в лечении расстройств личности.

У каждого человека есть базовый набор потребностей:

1. Потребность в общении и принятии
2. Потребность в спокойствии и определенности потребность в автономии
3. Потребность в свободном выражении эмоций потребность в личном пространстве

Давайте посмотрим что происходит с человеком, когда та или иная потребность не выполняется.

При нарушении потребности в общении возникает целый блок под названием «Нарушенные связи и отвержение».

1. Покинутость/ нестабильность.
Родителей не было рядом физически. Частая ситуация, когда родители на работе, в командировках, просто разведены, отдали на воспитание бабушке и т.д. Человек постоянно чувствует себя брошенным, что приводит к возникновению негативных эмоций в течение всей жизни — тревоги, ревности, вины. Развивается низкая самооценка.

2. Недоверие/ожидание жестокого обращения.
Частые скандалы в семье, родители эмоционально не стабильны, кричат и наказывают за малейшие проступки, в итоге ребенок не знает в каком настроении придут родители. Во взрослом возрасте вырастают излишне подозрительные, никому не доверяющие люди.

3. Эмоциональная подавленность.
С родителями не было эмоционального контакта, в итоге во взрослом возрасте человек либо ищет теплого контакта, либо наоборот находит себе такого же неэмоционального партнера

4. Дефективность/ стыдливость.
"Все дети как дети, один ты сплошное разочарование! Ничего из тебя толкового не вырастет, будешь как твой отец/мать сидеть без работы!"
Подобные высказывания рушат самооценку на корню, в итоге формируется негативное убеждение о себе, как о неудачнике - во взрослой жизни сложно добиться успеха.

5. Социальная отчужденность. Во взрослой жизни человек не чувствует себя частью коллектива. Развивается, когда ребенка не принимают сверстники.

Нарушенная потребность в автономии называется «Нарушенная автономия»

1. Зависимость/беспомощность. Человек не может жить один из-за гиперопеки в детстве.

2. Уязвимость. Может произойти что-то со здоровьем, близкие могут покинуть, произойдет катастрофа. Схема лежит в основе генерализованного тревожного расстройства

3. Неуспешность лежит в основе пефекционизма

4. Запутанность/неразвитая идентичность.
Человек постоянно в поисках одобрения - правильно ли я все делаю?

Нарушенная потребность в личном пространстве обозначается как «Нарушенные границы»

1. Привелегированность/грандиозность (Все люди как люди, а я звезда!) Получаем максимализм и нарциссизм.

2. Недостаток самоконтроля говорит открыто, без норм, может взять без спроса вещь. Возникает, когда родители входят без спроса в комнату, перекладывают вещи.

Неудовлетворенная потребность в свободном выражении эмоций и потребностей называется «Направленность на других».

1. Покорность
2. Самопожертвование.
3. Поиск одобрения и признания. А что люди подумают?

Неудовлетворенная потребность в свободе — это «Сверхбдительность и запреты»

1. Негативизм через научение родителями пессимизму.
"У нас на роду написано, что ничего нам хорошего не светит. Дед не смог, я не смог и ты не сможешь".

2. Подавление эмоций — родители всегда подавляли эмоции

3. Жесткие стандарты — придирчивость, перфекционизм

4. Пунитивность (punishment - наказание). Человек обязательно должен быть наказан за ошибку. Накажем и других и себя - через самоповреждающее поведение, как правило.
Хотите встретиться с этим специалистом? Записывайтесь прямо сейчас!
Made on
Tilda