Контакты
СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ!
Первая очная консультация у специалистов в клинике БЕСПЛАТНО!
Поможем найти психотерапевта мечты.
Предварительная запись по телефону: +7(4912) 77-15-50 или оставьте заявку онлайн
Блог о психологии

Детская агрессия: Эксперимент Альберта Бандуры

Дети
Детская агрессия
Агрессия у ребенка — это возмущение и злость, выражаемые в трудной для маленького человека ситуации. Источником детской агрессии могут быть индивидуальные поведенческие особенности, приобретённая эмоциональная нестабильность, недостаточное семейное воспитание, а также подражание реакции взрослых.

Как правило, детская агрессия выражается в следующих поведенческих аспектах:
  1. отчаянный, непрекращающийся плач;
  2. неконтролируемые вспышки ярости;
  3. упрямство и непослушание;
  4. создание конфликтных ситуаций, драчливость.
Импульсивное, неадекватное поведение может быть реакцией на определённую жизненную ситуацию. А также выражаться в виде необъяснимого всплеска негативной энергии, который возникает после просмотра видеоконтента определённой агрессивной тематики или наблюдения за агрессивным поведением взрослых.

Детская агрессия
Детская агрессия


Эксперимент Альберта Бандуры
После долгих научных споров, о причинах возникновения детской агрессии, известный американский психолог — Альберт Бандура, провел ряд экспериментов, которые определили, что агрессивное детское поведение в большинстве случаев бывает не врожденным, а приобретённым. Именно копирование поведения взрослых влияет на эмоциональный фон ребенка, заставляя совершать его определённые поступки.

Предположения Альберта Бандуры были точно подтверждены главным психологическим экспериментом под названием «Кукла Бобо». Для него отобрали 72 ребенка, в возрасте от трёх до шести лет. В группе было по 36 мальчиков и девочек, все воспитанники детского сада, основанного при Стэнфордском университете.

Для наблюдения было сформировано 8 отдельных групп по 6 детей и одна контрольная, включающая в себя 24 ребенка. В ходе эксперимента детям демонстрировали спокойную и агрессивную модель поведения взрослых, наблюдая за дальнейшими действиями малышей.

В качестве агрессивного примера было показано видео, где человек жестоко избивал надувную куклу Бобо на протяжении десяти минут. Он швырял куклу, наносил ей удары палкой и руками. Абсолютно не сдерживался в выражении своей эмоциональной и физической агрессии.
После просмотра видео детей проводили в помещение с множеством интереснейших игрушек, но запрещали играть с ними. А после, по прошествии определённого отрезка времени, переводили в комнату с обычными игрушками, которые перемешивались с агрессивными игровыми аксессуарами (палки, веревки, молотки, различные виды оружия). В течение 20 минут малышам разрешалось использовать любые предметы, а результат их поведения тщательно фиксировался наблюдателями через двустороннее зеркало, расположенное в игровой комнате.

Финальные результаты психологического исследования подтвердили предположения Альберта Бандуры. Дети, которые незадолго до начала эксперимента наблюдали за агрессивными действиями взрослого человека полностью переняли его линию поведения. Они проявляли повышенную агрессию к куклам, демонстрируя свое физическое превосходство. Избивали и швыряли игрушку, выплескивая на неё свой негатив.
В противовес им, дети из другой группы, которые не находились под влиянием агрессивного видеоконтента, вели себя абсолютно адекватно, спокойно интересовались окружающей обстановкой, с вниманием изучали новые и интересные игрушки.

Данный эксперимент подтвердил: агрессивное поведение взрослых воспринимается детьми как приемлемое. Они копируют манеру поведения и применяют её к окружающим. Из чего можно сделать вывод, что в большинстве случаев детская агрессия — это не врождённая, а приобретенная черта характера. Она формируется под воздействием внешнего и семейного окружения, в следствие просмотра ТВ передач, видео и видеоигр определённой агрессивной тематики.

Детская агрессия
Детская агрессия