Контакты
СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ!
Первая очная консультация у специалистов в клинике БЕСПЛАТНО!
Поможем найти психотерапевта мечты.
Предварительная запись по телефону: +7(4912) 77-15-50 или оставьте заявку онлайн
Блог о психологии

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ПРОДОЛЖАЮТ СТРАДАТЬ ИЛИ ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ ЖЕРТВЫ

Депрессия Отношения Личность Зависимости Ольга Старикова
Очень часто я встречаю в своей практике обвинения в сторону жертв насилия, что они ничего не делают для своего спасения. Продолжают жить с агрессором, терпеть побои, унижения, психологическое давление. Возникает закономерный вопрос, почему? Им что жизнь не дорога, они сумасшедшие, может им нравится так жить, а может они сами провоцируют агрессора?

Давайте сегодня разберемся в этом вопросе. Почему жертва ничего не предпринимает для своего спасения.

Прежде всего, мы видим, что в ситуациях ЛЮБОГО насилия жертва проявляет БЕСПОМОЩНОСТЬ.

 Откуда оно берет свое начало и почему человек его проявляет?

С помощью научных исследований, было выяснено, что беспомощность – это состояние, которое возникает в ситуации, когда человек считает, что он не может контролировать внешние события, никак не может повлиять на них и на окружающий мир. Такая убежденность рождает феномен под названием «выученная беспомощность», который начинает влиять на все сферы жизни человека и его поведение.

Примечательно, что существо становится беспомощным не только изза собственного мнимого бессилия. Ряд исследований показали, что человек может научиться беспомощности просто наблюдая за беспомощностью других. Иными словами, демонстрация беспомощных моделей так же существенна, как и собственный опыт.

 Как приобретается выученная беспомощность?

Уже в младенческом возрасте человек учится контролю над внешним миром. Помешать этому процессу могут три обстоятельства:

— Полное отсутствие последствий (депривация);
То есть, что бы не сделал ребенок, какой поступок не совершил бы, его поведение не получает никакой обратной реакции от взрослых. Иными словами, деятельность и поведение ребенка игнорируется полностью.

— Однообразие последствий;
Ребенок, который в ответ на разное (хорошее и плохое) поведение получает совершенно одинаковые (безразлично – приятные или неприятные) последствия, точно так же теряет ориентиры для управления собственной активностью, как и ребенок, вообще никакой обратной связи не получающий.

— Асинхронность или отсутствие видимой связи между действиями и их последствиями.
Третья причина беспомощности может состоять в том, что между действиями и последствиями проходит так много времени (асинхронность во времени), что невозможно связать реакции окружения с собственными действиями.

Порка по пятницам, разнос по понедельникам, выдаваемая случайно и довольно редко зарплата – все это последствия, которые асинхронны во времени с их причинами. В этом случае зарплата перестает ассоциироваться с результатами труда, критика родителей – с ошибками, допущенными в домашнем задании.

 Таким образом, мы видим, что «выученная беспомощность» формируется на ранних этапах развития человека, потому что каждый ребенок в младенчестве получает неизбежный опыт пассивного, зависимого поведения; его собственные физиологические и психологические возможности для активного поискового поведения еще не сформировались, они формируются только постепенно и при активной поддержке родителей.

Если стимулирующей поддержки нет, ребенок не вырабатывает навык преодоления страха перед перед выбором действий, направленных на решение проблемы. Далее такая пассивная позиция закрепляется в поведении, и в будущем человек "капитулирует" при каждой очередной сложности.

Выученная беспомощность и отказ от активных действий, направленных на решение проблемы, приводит к тому, что человек, попав в ситуацию жертвы, практически ничего не предпринимает для изменения этой сложившейся ситуации.

В следующей статье мы рассмотрим, почему постоянная удача также вредна для развития гармоничной личности, а вы расскажите, как как вы справляетесь с трудным выбором? Хватает смелости на что-то решиться или ждете до последнего?