Контакты
СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ! Первая консультация у всех специалистов клиники БЕСПЛАТНО!
Поможем найти психолога-психотерапевта мечты
Предварительная запись по телефону: +7(4912)77-15-50.
Close
Блог о психологии

ПОЧЕМУ ПОСТОЯННАЯ УДАЧА ВРЕДНА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

Итак, мы выяснили, что «выученная беспомощность» жертвы – это убежденность в том, что она никак не может повлиять на события и окружающий мир вокруг нее.

Однако последующие научные исследования выявили, что «выученная беспомощность» зависит ещё и от сформировавшихся в прошлом опыте ожиданий.

Очень многое определяется тем, считает ли человек данную задачу нерешаемой вообще, или он полагает, что она не по силам только ему.

Выученная беспомощность развивается только в последнем случае. Человек может признать, что задача имеет решение, но оно доступно только тем, кто лучше подготовлен. Такая внутренняя позиция не приводит к обучению беспомощности, так как человек знает, что поставленная перед ним задача может быть решена такими же как он.

Степень тяжести выученной беспомощности и ее влияние на жизнь человека определяется сочетанием психологических установок.

Наиболее тяжелые последствия связаны с установками, при которых причина беспомощности приписывается человеком своим личным качествам, которые невозможно изменить. Яркие примеры такой установки: "Мне не дано/Я – неудачник и все равно у меня не получится/ Неугодно Богу, чтобы у меня это получалось.

Человек считает, что неудачи будут преследовать его в дальнейшем, причем не только в конкретной ситуации, но и в любой другой.

Таким образом, обучение беспомощности происходит при наличии нескольких факторов:

1. Человек не имеет предшествующего опыта решения сложных задач;
2. У человека сформирован недостаточный уровень потребности в поиске;
3. Человек считает, что с данной задачей справится любой, равный ему (по физическим, психологическим и др. данным) человек, но не он сам;
4. человек длительное время сталкивается с ситуациями, когда он не видит четкой взаимосвязи между своими действиями и их последствиями.

Все же понимают, что нормальный, здоровый человек сделает всё, чтобы изменить неприемлемую ситуацию. Даже в случае неизвестного результата, он всё равно будет что-то предпринимать, понимая, что маленькие шаги — это уже успех.

Человек запрограммирован природой на гибкое поисковое поведение в меняющемся динамичном мире. И если по различным причинам он отказывается от поиска, то начинает расплачиваться депрессией, невротической тревогой, переживанием апатии, беспомощностью, чувством безнадежности, которые, в свою очередь, часто предшествуют развитию различных заболеваний.

Отказ от активности способствует возникновению новых неудач и формирует замкнутый круг, вырваться из которого можно, если в неудачах возникает просвет или внезапно случается событие, требующее полной мобилизации для спасения собственной жизни или жизни близких.

Также понятно, почему неизменные и легкие удачи снижают устойчивость к выученной беспомощности – ведь при этом формируется 100%-й положительный прогноз, отпадает необходимость в поисковой активности, и она детренируется.

Понятно также, почему постоянные поражения, преследующие с раннего детства, способствуют выученной беспомощности – при этом формируется неизменный отрицательный прогноз и обесценивается поисковая активность.

Напротив, чередование побед и поражений, как это обычно происходит в жизни, формирует неопределенный прогноз и ощущение зависимости результатов от собственных усилий, что способствует тренировке поисковой активности и «иммунизирует» к выученной беспомощности.
Личность Ольга Старикова